Эта девушка осталась в Чили без денег и языка, но смогла «дать жизнь мечте» — создала интерактивную выставку в лучшей галерее Сантьяго
Анна Цыбульская (Hanna Selbing) попала в Чили с творческим проектом, который планировал реализоваться как стартап и покорить сцену Сантьяго. Но проект провалился, а Анна осталась одна - без денег, жилья и перспектив в чужой стране. При этом возвращаться в Беларусь девушка не собиралась - для нее это было, как признать поражение. Она начала постепенно, пробуя себя то в одном, то в другом идти к достижению своей цели - реализации собственного проекта. О том, как выжить и встать на ноги в чужой стране и осуществить свою мечту, создать интерактивную международную выставку, Анна Цыбульская рассказала «Про бизнес.»
Провальный проект и первые трудности
- В июне 2014 я окончила Академию управления по специальности «Государственное управление и экономика». В сентябре улетела работать в творческом проекте в Чили в качестве личного ассистента хореографа из России. Мы запускали проект театра-студии в Сантьяго. Почему Чили? Все просто. Это одна из лучших стран с точки зрения перспектив запуска проектов в программе Start-Up Chile. Мы были серьезно настроены пригласить лучших ребят из России, Беларуси и Украины, и выйти на государственную сцену Сантьяго с нашими программами. Уровень поддержки культуры в Чили очень высокий, и мы наивно полагали ее получить. Мы пригласили танцоров, серьезно работали. Но у нас не было самого главного - четкого понимания, кому нужна наша работа. Все было в хаосе и без четкого планирования. Начали возникать личные конфликты внутри команды, я перестала видеть в нем перспективу. Каким-то чудом мы продержались полгода, потом проект закрылся и команда распалась. Я тоже ушла. Это было ожидаемо.
Но из Чили никто не уехал. Эта страна удивительна. Мне совсем не хотелось уезжать, поэтому я осталась. И даже не заметила, как пролетело два года.
Не могу сказать, что это было простым решением, оно было спонтанным, пришлось в один момент просто бросить все: родители были поставлены перед фактом, в Минске остался любимый человек, о моей «авантюре» знали только самые близкие. Не хотелось никому говорить, не было чувства, что меня поддержат, поэтому «ушла по-английски».
Уезжать было очень страшно. Несколько раз отказывалась от этой идеи, но каждый раз к ней возвращалась. Потом я просто поняла, что буду винить себя, если не полечу. К тому же, в тот момент мне нужна была встряска, причем серьезная, такая, где ты не сможешь просто психануть в очередной трудной ситуации и уехать к родителям на их хлеба. Чили в этом плане была идеальной страной.
Из провального проекта я ушла в никуда, толком без денег, с нулевым испанским и без вариантов, как обеспечивать себя в одиночку. Но было здорово. Я люблю такие «форс-мажорные» ситуации.
Я начала набрасывать варианты, как мне жить. Вспомнила, что несколько месяцев назад мне писал кто-то из России, что из Тайланда в Чили прилетел парень, который ищет русскоговорящих в новой для него стране людей. Некоторое время мы общались онлайн, потом встретились. Антон оказался человеком с очень редкими принципами: на второй день знакомства, услышав мою историю, просто снял в банкомате 2 100 000 чилийских песо (2 000 долларов) и отдал их мне. На вопрос, как он может давать просто так деньги совершенно незнакомой девушке, он ответил: «Меня это мало беспокоит. Есть человек, которому нужна помощь - так получилось, что я могу помочь. Глупо будет этого не сделать». Это удивительно.
Благодаря ему я сняла квартиру и серьезно занялась поиском работы. Начала активно ходить по собеседованиям, пробовала все варианты, где в описании вакансии в строке языки был указан английский. Он к тому моменту был у меня неплохим. Первым делом «прогонялись» все гостиницы и отели, затем международные компании.
Честно говоря, первые два месяца было глухо, но мне совсем не хотелось возвращаться в Беларусь. Это как сдаться, признать поражение. Поэтому я была настойчива.
Первый мой опыт работы в чилийской компании был интересным, но недолгим. Я прошла собеседование в компанию, которая курировала бэк-офис Норвежского посольства. Я не была излишне амбициозна, потому что одного английского для этой работы было недостаточно. Но, тем не менее, меня взяли на испытательный срок - я обошла чилийских ребят, которые свободно говорили по-испански. Правда, проработала ровно неделю… Как оказалось, несмотря на то, что это была иностранная компания и вся работа велась на английском языке, испанский оставался принципиальным вопросом.
Мой руководитель был очень позитивным человеком, когда-то он приехал из Великобритании в Чили и прекрасно понимал трудности, с которыми сталкиваются иностранцы. Поэтому он предложил мне попробовать устроиться на работу в Кембриджскую школу, где учились трое его детей. Он при мне отправил мое резюме, сделал один звонок - и через неделю я приступила к работе там. Это было вовремя, потому что деньги заканчивались.
Честно говоря, было очень сложно, но даже не в работе - там я быстро все уловила. Было очень трудно научиться понимать акценты коллег… Мой руководитель, например, была родом из Великобритании, и ее акцент был просто ужасен - было сложно понимать, что она от меня требует, хотя с английским проблем у меня уже не было. Часто я просто записывала хаотичные слова на бумаге и вычленяла из них смысл.
Но было интересно, и я проработала там полтора года. Основной плюс - это, конечно, глубокая практика языка (и английский, и испанский) и чилийский колорит, который мне пришлось прочувствовать.
Через год я поняла, что делаю какую-то откровенную фигню. Работа не была мне интересна, перспектив я толком не видела, и я совсем не использовала свой потенциал.
В итоге я обнаружила себя в состоянии кризиса, поиске «смысла жизни», в самом его эпицентре. Даже остаться без денег, языка, вариантов, как жить дальше, оказалось не так сложно. Сложнее было от того, что я вообще не понимала, кто я и что должна делать…
Чем я только не пробовала в это время заниматься: рисовала картины (кстати, неплохо), даже запустила сайт и начала серьезно изучать продвижение арт-работ в Чили. Несколько моих работ купили. Потом был другой проект - тоже в сфере искусства, но он провалился из-за быстрой потери моего интереса к нему. Затем я запускала онлайн-радио. И еще несколько дурацких идей.
Но среди них была одна, которая всегда привлекала меня своей масштабностью. Только я не понимала, как это можно реализовать технически, поэтому всегда откладывала «до определенного момента».
Но когда я в очередной раз задалась вопросом «что дальше», я просто зажмурилась и взялась за этот проект без лишних «как». Именно поэтому он называется Live Your Dream - в некотором смысле, он обо мне.
Международный интерактивный фотопроект
Идея состоит в том, чтобы собрать выставку фото и видеоработ под одной концепцией - дать жизнь своей мечте, поверить в нее. Расскажу подробно.
Live Your Dream - это проект в пять шагов (пять выставочных залов). Каждый шаг - персональный вопрос. И каждая последующая часть - продолжение предыдущей. Наша задача - максимально вовлечь аудиторию в контент, создать интерактив. Это сложно, но возможно. Именно по этой причине мы не делаем выставку - мы создаем контакт между аудиторией и содержанием. Есть 5 частей (глав):
- Глава 1 - Connection - Где я?
- Глава 2 - Reflection - Кто я?
- Глава 3 - Will - Куда я иду?
- Глава 4 - Ability - Что меня останавливает?
- Глава 5 - Hero - Я смогу? - социальный эксперимент «Зеркальная комната»
Реализация: Выставочный зал будет поделен на 5 частей, согласно пяти главам проекта. Движение по этим залам спланировано так, что человек не сможет ходить как ему вздумается (точнее он будет так думать, но на практике он следует нашему маршруту). Нам очень повезло, потому что все стены в галерее подвижные, и мы можем делать с пространством все, что нам придет в голову.
Первые 4 части - фотоработы (всего 100) и видеоматериалы в одном из залов. Пятый зал - только «Зеркальная комната». Это кульминационная часть.
Так как в основу проекта заложены персональные вопросы, человек должен уловить связь между двумя звеньями - он и его мечта, предназначение, называйте как хотите. Используется техника «вычленения». Мы намеренно будем делить пространство в галерее на 5 частей, согласно главам проекта, все они будут относительно небольшие, чтобы не создавать большого скопления людей.
Главная задача заключается в том, чтобы человек перестал постоянно беспокоиться о том, что о нем думает его окружение.
Именно по этой причине у нас есть несколько экспериментов, таких как «Зеркальная комната», например.
В ней нет третьего звена - люди, общество, родители, советчики. Снаружи комната полностью прозрачна, и аудитория может видеть человека. Но внутри она полностью зеркальна. Это сделано принципиально - для того, чтобы человек сконцентрировался на себе и своих личных целях. На это тоже есть своя причина. Все мы часто переживаем о том, что о нас могут подумать окружающие. Страх показаться глупым или смешным останавливает нас в большинстве случаев. Оставаясь в комнате в течение 2 минут, человек слушает персональное обращение Лесли Брауна (одного из лучших мотивационных спикеров мира, который учит людей реализовывать свои желания) и видит в отражении лишь себя. Это не просто красивые слова об абстрактных понятиях, это конкретные вопросы и действия.
Затем посетитель выставки заполняет чек-лист из 5 вопросов - это займет не больше 20 секунд.
1. Где вы живете, и что вокруг вас?
2. Что вы делаете (спорт, питание, привычки)?
3. Что вы читаете?
4. Что вы слушаете?
5. Что вы смотрите?
Только после этого человек сможет выйти из комнаты.
Мы очень серьезно работаем над дизайном входного билета. Это будет что-то в стиле персонального чек-листа. Можно бесконечно говорить о том, что человек должен вынести для себя после выставки, но если ты не дал ему пищу эту для мозга и не визуализировал «соль», 90% просто пройдет мимо. У нас есть правило: каждый важный тезис должен быть визуализирован. В некоторых случаях нам нужно будет использовать текст на полу.
Я уверена, что не каждый зайдет в «Зеркальную комнату». Хотя страшного там нет ничего. Мы просто боимся выглядеть глупо.
Несколько дней я поработаю в галерее в момент выставки, чтобы провести своего рода исследование и опросить тех, кто проигнорирует наш эксперимент, почему они не сделали этого.
Посетитель выставки должен избавиться от мысли, что за стеклом есть люди, которые смотрят на него и его реакцию на происходящее внутри. Это сложно. Но если человек сможет переключиться на эту волну - он уже победил.
Как нам удалось попасть на лучшую выставочную площадку Сантьяго
Площадь помещения, в котором будет проходить выставка в Сантьяго, - 400 м2, 5 одинаковых залов по 80 м2. Галерея предоставляет нам все, что нужно для полноценной работы экспозиции.
Нам удалось добиться быть представленными в лучшем выставочном зале города. Хотя это стоило нам больших усилий.
Мы предлагали свой контент нескольким галереям в Сантьяго, но все они отвечали предсказуемо: ваш проект очень интересный, но наш план уже сформирован, и мы работаем с определенными авторами.
Меня очень утомляли эти бесконечные отказы. И когда, мягко говоря, накипело, я просто пришла в офис к генеральному продюсеру одной из лучших площадок города со словами: «У меня есть крутой проект, и я хочу работать с вами».
Помню, как сеньор Фернандо пригласил меня в зал переговоров, внимательно выслушал, не сказав почти ни слова, а потом встал и произнес:
- Мне очень нравится ваш проект. А о какой выставочной площадке вы говорите?
- О самой лучшей - «Сала де Арте Лас Кондес».
- Я вас понял, пришлите мне все рабочие материалы почтой.
Это фраза была для меня, как красная тряпка для быка. Мне пообещали, что я получу ответ «si o si». В конечном итоге нас действительно пригласили выставляться на лучшей площадке города. Но ответ пришел только через месяц: после еще двух и-мейлов, одного звонка, визита в офис и письма, отправленного курьером. В Чили вашу работу могут высоко ценить, но никто не будет бегать за вами и хвалить вас. Бегать должны вы, постоянно о себе напоминать, и давать инфоповоды. Как, в принципе, и везде.
Как я искала фотографов
Наш основной контент - фото. В некоторых частях экспозиции мы используем видео для более полного дополнения топика. Так, например, мы используем два ролика из фильма, об австралийском серфере-фотографе. Рассел, фотограф проекта, невероятно талантливый и каждый день делает нереальные вещи, только чтобы сделать снимки с 15-ти метровой волны.
Сначала мы расписали основные ключи проекта, а затем искали фотографов, работы которых смогли бы раскрыть топик. Я не вбивала в гугл «лучшие фотографы мира». Инстаграм оказался отличным помощником. Я считаю правильным смотреть на работу, а не на имя фотографа. Многие из них никому не известные талантливые ребята, но их работы потрясающие. Многие фотографы из Индии, например, никогда не выставляли свои работы, и единственное, что могут делать - публиковать их в Инстаграм.
Долгими днями и ночами я просматривала ленты сотни фотографов из разных частей мира, и если мне нравились их работы и они подходили под нашу тему - я связывалась с фотографом напрямую. Схема связи тоже была непростая: сначала я писала в директ, если в течение нескольких дней я не получала ответа, я искала e-mail, WhatsApp или писала в комментариях под фото. В большом потоке мои сообщения терялись, я это понимала, поэтому было важно оставаться настойчивой. У меня была даже толстая учетная тетрадь, где я выписывала имена фотографов, и помечала, на какой стадии общения мы с ним находились. Был очень большой поток информации. Каждому из них нужно было объяснить, кто мы и что мы делаем.
Очень сложно убедить фотографа, что твой проект действительно перспективный, когда у тебя нет еще ни денег на его реализацию, ни даже выставочной площадки. Но нам удавалось, в нас верили. Я никогда не обещала больше, чем я могу сделать. Это важно - оставаться честным.
Сейчас с нами работает более 40 фотографов, география проекта - более 30 стран мира.
Затраты и поиск инвестиций
У нас есть и план А, и план Б, и даже план Я. Активно развиваем два направления: спонсорство и краудфандинг. Также вкладываем личные средства. Чтобы реализовать проект в Чили нужно $ 15000. Это покрывает минимальные расходы по подготовке экспозиции и работу дополнительно привлеченных фрилансеров. Расходы на реализацию проекта в Беларуси или Мексике, например, тоже будут относительно высокими, так как многое придется делать повторно - стеклянную комнату и обрамление работ, например.
На печать и обрамление 100 работ, входящих в эскпозицию, нужно $ 7000. То качество, которое мы задаем, стоит очень дорого, а делать просто чтобы сделать мы не хотим. Еще в $ 5000 обойдется «Зеркальная комната».
Отмечу, что Чили стремится привлечь, что очень правильно, и удержать человеческие ресурсы с высоким потенциалом. Программа «Стартап Чили» обрела мировую популярность, в ней участвуют инноваторы со всего мира. Государство поддерживает лучшие проекты, действительно доводя их до реализации. Но приоритетным направлением по-прежнему остаются проекты, нацеленные на рынок, глобальный в том числе. В стране ведется серьезная работа по многим направлениям, чтобы продвигать свои интересы на мировом уровне. Это пример для многих стран.
Но мы буквально утонули в консервативности, к которой так здесь, в Чили, все привыкли. Получить поддержку оказалось куда сложнее, чем мы могли предположить. Фраза «вы иностранцы, у вас мало шансов», над которой мы сначала смеялись, считая, что хороший продукт не имеет национальности, казалась нам не такой реальной. Сейчас мы смеемся меньше. Совсем не сложно пробиться в стартапах, с этой точки зрения Чили идеальна. Но что если ты вне заданного формата, пробиться самостоятельно сложнее.
Начать свой бизнес, дело или просто запустить проект можно. Но не психануть и не остановиться, выводя его на конкурентоспособный уровень - вот задача. В моем случае государство поддерживает любую инициативу в сфере искусства и фотографии - пожалуйста, делайте. Но если вы иностранец, лучше пробиваться по частным каналам, там, где будут смотреть на продукт. В большинстве случаев это тоже иностранные компании или их представители.
На чем мы планируем зарабатывать
Покрыть расходы и в дальнейшем зарабатывать мы планируем за счет работы самой выставки, входного билета и комиссии, которую мы берем от продажи работ фотографов.
Кроме того, мы ищем партнеров. И для нас важно работать с одной международной компанией в моменты запуска проекта в других странах, не только в Чили. Так, например, сейчас мы ведем переговоры с компанией Red Bull, на предмет того, как правильнее позиционировать проект от лица компании.
Наша команда
Начинала я одна. На данный момент у меня в команде трое основных ребят. Двое из Чили и парень из Беларуси. С белорусом Константином мы познакомились еще в хореографическим проекте. Оказалось, что он мыслит одинаково со мной. Потом к нам присоединился Николас, врач из Чили, а одновременно он же фотограф и дизайнер, и молодой блогер Бенджамин. У нас вообще интересный состав: экономист, танцор, врач и инженер. Николас просто влюбился в проект, когда мы только познакомились, и попросился к нам в команду. Мы с ним хорошо сработались.
На данной стадии проект не приносит никакого дохода, только затраты, но все они оправданные в перспективе. И люди работают на энтузиазме. Моя сестра как-то сказала: «Аня, ты так просто позволяешь людям вникать в твои идеи и фишки, они же могут сделать тоже самое». Я так не думаю. Чтобы желание были жгучее - цель должна быть личной. На этом и двигаемся.
Как мы продвигаемся
В Чили отлично работает Facebook. Поэтому сейчас мы активно сконцентрированы там. По этой же причине мы начали работать с блогером, у которого уже есть определенный статус и постоянно растущая целевая аудитория. Привлекли также каналы блогера с другой целевой аудиторией, чтобы взять больший размах. Задействовали Instagram. Еще хорошо работает сарафанное радио.
У нас есть сайт проекта. Но он пока сугубо информационный - сделан специально для того, чтобы показывать на встречах наглядно костяк нашего проекта. Трафик туда пока не гоним.
Визуализация проекта. Мы очень заморочились над визуализацией: чтобы найти контакт с нашей основной целевой аудиторией, мы создали персонаж, лицо проекта - ламу Фернандо, в Беларуси и России - Федя. Лама - это некий собирательный образ «носителя мечты» (мы ввели этот термин в наш проект и часто его используем), у которого как и любого из нас бывают хорошие и плохие дни. Но у него есть одно отличие - он не останавливается. С 18 января - это день запуска проекта на краудфандинге в Чили - Фернандо представляет проект. Промо базируется на его образе.
Сейчас мы также тестируем Фернандо на публике - приятно, что люди реагируют так, как мы это планировали. Бывает, мы выезжаем с ним в Сантьяго и просто гуляем или снимаем видео. Люди делают с нами фото, спрашивают, кто такой Федя. А за этим следует вопрос «а что за проект?». И это отличный способ рассказать о выставке. Именно Фернандо помог вовлечь в проект несколько популярных блогеров из Чили. Мы называем его «наш любимый инфоповод».
На создание образа ушел месяц и около 300 долларов, включая работу мастера и дополнительные мелкие затраты. Федю-Фернандо мы используем тогда, когда это уместно. Особенно хорошо он смотрится с 22-летним видеоблогером из Чили. Тот получил свою популярность за счет своей харизмы.
Наши планы
26 апреля у нас должны быть готовы все работы и отправлены в галерею для начала подготовки к открытию. Проект в Сантьяго уверенно набирает обороты. Я удивлена тому, как искренне и инициативно нам помогают все, кто нас знает. Они просто предлагают все возможные варианты быть полезными нам. Наша идея в Чили оказалась очень популярной. Думаю, мы взорвем город в момент открытия. Мне уже пишут и спрашивают, когда и где нас можно увидеть, хотя активно говорить о проекте в социальных сетях мы начали всего несколько дней назад.
Мы собираемся проехать с выставкой по маршруту: Чили, Сантьяго - Беларусь, Минск - Россия, Москва. А еще очень хотим попасть в Мексику. Мы верим в мечту.