Личный опыт
8 апреля 2016Оркестр, выступления которого набирают 10+ млн просмотров, сразу поверил в белорусский стартап WISP. Что скажет мировой рынок
Как появилось приложение
- Появление WISP - как раз тот случай, когда потребности нашей собственной компании совпали с запросами рынка. Два года назад мы обратили внимание, что большая часть наших сотрудников не пользовалась стандартным корпоративным интранетом. Просто найти закладку на компьютере и ввести пароль - уже было неудобно. В итоге многие не читали корпоративные новости, не знали об изменениях в правилах, о том, какие в компании появились новые люди и за что они отвечают.
Причем сотрудники работали в разных офисах и разных городах - и это усложняло ситуацию.
Тем не менее, любой СЕО или директор по персоналу знает, что от уровня вовлеченности в рабочие процессы, от степени коммуникации, от времени адаптации новичков напрямую зависит эффективность бизнеса. Компания и ее сотрудники должны быть максимально близко друг к другу, между ними не должно быть никаких преград.
Решение проблемы, по сути, было очень простым. Мобильный телефон всегда находится рядом с человеком, поэтому было логично перенести в него всю корпоративную коммуникацию.
Так мы разработали сервис, который позволяет создавать корпоративные мобильные приложения. Через него можно загружать:
- Логотип и информацию о компании
- Корпоративные правила и новости
- Список контактов, плюс в нем есть встроенный мессенджер
Пример: если HR загружает что-то в приложение, публикует новость - сотрудник моментально об этом узнает. Мы сразу увидели эффект. Почти все работники нашей компании стали пользоваться WISP.
Мы подумали, что если продукт стал полезным и удобным для нас, может, это то, что нужно другим? Провели анализ рынка и поняли, что правы. Так WISP стал отдельным B2B-продуктом. Бета-релиз мы выпустили весной 2015.
Почему мы поняли, что это перспективно
В прошлом году компания Gartner опубликовала доклад о том, как изменится вовлеченность персонала через несколько лет благодаря digital-технологиям. По ее исследованиям, к 2018 году 50% рабочих коммуникаций будет перенесено в мобильные устройства.
При этом к 2020 году 20% компаний будут включать повышение вовлеченности персонала (для увеличения производительности) в перечень задач, которые должен решать HR.
Через пять-семь лет не только личная жизнь людей, но и вся рабочая будет перенесена в их мобильные телефоны. Это открывает большие перспективы для корпоративных мобильных приложений.
Как мы определяли конкурентные преимущества
Перед тем, как вывести WISP в отдельный SaaS-продукт (модель использования бизнес-приложений в формате интернет-сервисов - прим. «Про бизнес.»), мы детально изучили схожие решения, которые разрабатывают другие компании.
Их оказалось немного. Какие-то из них были созданы исключительно для стационарных компьютеров, некоторые были мобильными сервисами с огромным количеством функций.
Мы определили наши преимущества:
Простота. Всегда есть искушение добавить в продукт дополнительный функционал. Но мы четко следуем философии нашего сервиса - это простой продукт. Чтобы его установить, не нужно дополнительно вызывать консультанта и аналитика, которые настроят его и объяснят принципы работы. HR с любым опытом с помощью сервиса самостоятельно создаст корпоративное приложение не более чем за 20 минут.
Четкое позиционирование. Мы четко ориентированы на целевую аудиторию - на компании среднего размера, от 50 до 500 сотрудников, большинство из которых работают не в офисе, не привязаны к рабочему месту. Например, это могут быть сотрудники компаний из индустрии развлечений, логистики, медицинских центров, агентств недвижимости, транспортных и строительных компаний и т.д.
Модель монетизации. Наша модель - платная подписка на продукт. Мы ориентировались, чтобы цена за наше приложение была дешевле, чем у других.
У нас есть фиксированные тарифные планы в зависимости от количества подключившихся людей. Есть бесплатный базовый план для компаний до 9 сотрудников. Есть отдельные тарифные планы для малого бизнеса (до 49 человек), средних компаний, для больших.
Для самых крупных клиентов (300+ сотрудников) предварительно мы делаем оценку стоимости.
Работа команды
Проектом по разработке руководит менеджер.
Над сервисом работают разработчики приложений под все мобильные платформы.
Есть команда маркетологов, которая занимается общей маркетинговой стратегией и контент-стратегией, а также сейлы, которые напрямую работают с потенциальными клиентами.
Продвижение
Включает три направления:
1. Контент-стратегия. С ноября 2015 на сайте продукта появился блог, где публикуется уникальный контент - материалы по теме управления персоналом, анализ рынка труда, интервью с известными HR и бизнес-тренерами.
Мы уже добились посещаемости от 500 до 4 тыс. пользователей в день. Это целевая аудитория - HR-специалисты, рекрутеры, владельцы компаний, которым потенциально может быть интересен наш продукт.
В среднем каждый пользователь просматривает около 3 страниц, и, как правило, одна из них - страница продукта.
Два месяца назад мы сделали редизайн сайта и лэндинговой страницы - после него появилась возможность подписаться на блог.
Сейчас у нас уже около 150 подписчиков, которым раз в две недели приходит новостная рассылка. Анализ показывает, что 50% подписчиков открывает эти письма и половина из них переходит по ссылке на блог.
2. Участие в акселераторах и конкурсах стартапов. Мы считаем, что нужно обязательно заявлять о себе, рассказывать о своем продукте и обмениваться опытом с командами других стартапов. Поэтому мы с удовольствием участвуем в конкурсах, подаем заявки на участие в акселераторах, где также можно пообщаться с инвесторами.
В ноябре 2015, например, WISP получил возможность участвовать в акселераторе TechMinsk.
Скриншот экрана приложения Wisp Handbook
3. Реклама в социальных сетях и поисковиках. В нашем случае она приносит около 40% всех конверсий. Остальные источники - блог, органические переходы и продуктовые площадки, где есть страница WISP.
Кто наши клиенты
За год WISP подключили компании из Европы, Азии, Америки, Австралии. Конверсия из посетителей сайта в пробные аккаунты составляет в среднем 2,8%.
Как мы и предполагали, большинство из них - это бизнес с удаленными сотрудниками. Например, среди наших клиентов - продавцы замороженных йогуртов из Великобритании, строительная компания из Бахрейна, сталелитейный завод и фитнес-центр из США.Каждая компания делает упор на какой-то конкретный функционал сервиса - есть те, кто очень активно, каждый день, публикуют новости. Есть клиенты, которые загружают не много новостей, но очень активно используют WISP как корпоративный мессенджер - для них важнее всего список контактов, который всегда под рукой.
Но удивительно, что самым первым клиентом, фактически сразу после бета-релиза, стал марширующий оркестр Университета штата Огайо. Это очень популярная группа из США, которая выступает в перерывах между матчами Национальной футбольной лиги - их ролики на канале YouTube собирают 10+ млн просмотров.
Это первый марширующий оркестр, который выступил в нью-йорском Карнеги-холл.
Вот как оркестр использовал сервис:
1. Подключил сервис как инструмент для адаптации новичков. Мобильное приложение установили 60 человек - это все студенты университета Огайо, которые играют в группе.
Специально для них в WISP загрузили всю обучающую информацию.
2. Оркестр активно добавляет в приложение медиафайлы - примеры мелодий разных композиций и музыкальных инструментов, это также часть обучающего процесса.
3. Плюс публикуются время репетиций, расписание выступлений, изменения в планах и другие новости.
Планы
Сейчас у нас идет процесс непрерывного общения с клиентами - это важный момент, для того чтобы совершенствоваться и улучшать функционал.
Например, одним из пожеланий HR было добавление в мобильное приложение опросников, которые позволят изучать мнение сотрудников. Сейчас мы над этим работаем - в ближайшее время эта функция появится.
Также будет функция зума. Оказалось, что некоторые клиенты загружают в приложение карты - например, метро, если это большой город. Теперь их можно будет увеличивать и детально рассматривать.
И еще один важный момент, на который мы сделаем упор в ближайшее время, - элементы геймификации.
Мы прекрасно понимаем, что приложение должно быть не только удобным и полезным, но и привлекательным, с элементами игры. Это мировой тренд, который для нас также важен.