Через что нужно пройти белорусским стартаперам, чтобы попасть на Kickstarter
- Я и соавтор идеи Александр Бернат с детства увлекались компьютерными играми. Я работал менеджером по рекламе, Александр - в прошлом профессиональный игрок в покер.
Год назад мы собрали команду, чтобы создать первую в мире многопользовательскую ролевую покерную онлайн-игру. Основная ее идея - в объединении на первый взгляд не соединяющихся жанров: онлайн-покера и ролевой игры.
Постепенно нам удалось привлечь в проект ряд специалистов из различных сфер: художника-дизайнера, композитора, видео-продюсера, видео-аниматора, веб-разработчиков, юриста и других. Всего 12 человек.
Почему краудфандинг
Краудфандинг - это в нашем духе. Это главенство идеи, объединяющей вокруг себя неравнодушных людей. Нас привлекает возможность получить безвозмездное финансирование и продвижение, которые дает площадка.
Год назад мы выходили с проектом на белорусской краудфандинговой площадке Ulej.by. Тогда она только-только появилась, а наш концепт был совсем сырой. Но нам хотелось принять участие, чтобы отметиться в числе первых. Мы установили сумму в размере $65 000 в эквиваленте. Собрать ее, к сожалению, не удалось.
Думаю, у нас в Беларуси культура краудфандинга пока слабо развита и собирать крупные суммы проблематично. Однако аудитория и суммы сборов на площадке заметно увеличились за год, поэтому ситуация будет улучшаться.
Дальнейший выбор площадки Kickstarter был для нас очевиден: это самая крупная краудфандинговая платформа, что повышает шансы проекта на успех и работает на имидж.
Кому может быть полезен Kickstarter
В первую очередь я бы назвал сферу ИТ, в частности - разработку компьютерных игр. Но попробовать заявить о себе могут проекты из совершенно разных сфер.
Недавно кампанию на Kickstarter успешно завершили наши соотечественники - группа Stary Olsa. Они собрали около $30 000 на запись нового альбома и в этом году отправятся в тур по США.
Вероятно, могла бы «зайти» и легкая промышленность, часы. Последних довольно много на Kickstarter. А у нас как раз есть целый завод! Осталось лишь придумать оригинальный концепт, создать яркую презентацию - и можно смело штурмовать западный рынок.
Но, если серьезно, появиться на этой площадке очень сложно. Лишь десятке команд из нашей страны удалось выйти на эту площадку и только нескольким удалось достигнуть успеха.
Разобравшись в том, что надо сделать для старта краундфандинговой кампании, я могу сказать: скорее всего, белорусским командам просто недостаточно мотивации. Мы сформулировали 3 основных сложности и расскажем, как с ними справлялись.
Сложность 1. Kickstarter недоступен для резидентов Беларуси
Регистрируя проект, невозможно в качестве своей страны указать Беларусь. Конечно, можно нажать на любую страну, но в дальнейшем необходимо предоставить банковские реквизиты «одобренной» страны для зачисления собранных денег. Причем, если для зачисления средств можно указать корпоративный счет, то утверждать проект перед публикацией и предоставлять свои контактные данные должен обязательно резидент-физическое лицо.
Есть два известных нам выхода: либо искать резидента страны, либо регистрировать компанию.
Учитывая количество белорусов, выехавших в США, найти человека, который сможет «поручиться» за проект своими личными данными, несложно. Это не влечет каких-либо последствий. Но в случае успешной кампании он получит деньги, и это вопрос доверия между всеми.
Кроме того, после определенной суммы существенное значение приобретают налоги, которые в США для физических лиц могут составить до 50%. Также в случае получения денег физическим лицом проблематичным выглядит перевод денег в Беларусь законным путем. Из указанных соображений мы решили открыть в США юридическое лицо - корпорацию.
Открыть компанию можно «под ключ» через американскую юридическую фирму, стоит это $500-3 500. Чтобы правильно общаться с заокеанскими юристам и соблюсти все тонкости нашего законодательства, мы дополнительно привлекли в команду юриста.
Сложность 2. Высокая конкуренция требует тщательной подготовки
На момент публикации на сайте активны, помимо нашего, 155 проектов в одной только категории «видеоигры». Чтобы конкурировать с лучшими иностранными проектами, нужен качественный продукт. Для Kickstarter таким продуктом (особенно в случае отсутствия прототипа) является презентация проекта. Бэкеры (люди, которые дают финансирование на Kickstarter, от английского «to back» - поддержать) должны видеть, во что вкладывают.
Мы смотрели, как выглядят презентации успешных кампаний - в основном, это либо демонстрация прототипа, либо сайт и обязательно видеоролик. Как правило, это прямо прямо-таки мини-фильмы.
Исходя из этой структуры, мы показали начальный игровой арт (картинки из будущей игры) - часть карты игрового мира, игровых персонажей и несколько игровых столов.
Наш музыкальный продюсер написал саундтрек к игре - это не в такой мере «обязательная» вещь, как видеоролик, но, безусловно, украшает проект и придает ему больше веса в глазах бэкеров.
И, хотя мы все более или менее знаем английский, мы все равно обратились за помощью к другу из США, чтобы описание «зазвучало» для носителей языка естественно.
Сложность 3. Продвижение в США
Рекламировать себя на западном рынке, не имея в этом опыта и хорошего знания английского языка, будет крайне трудно.
Мы разделили этап продвижения на «до» и «после» запуска кампании.
1. До запуска. Площадка дает возможность практически неограниченное время размещать «черновик» проекта. Это может быть уже полностью готовая презентация в открытом доступе, но без возможности внести туда деньги.
Этот период желательно использовать для построения сообществ в социальных сетях.
Настоящим открытием для нас стал форум Reddit. Рекомендуем этот портал всем потенциальным соискателям на Kickstarter.
- Для продвижения будет полезен и отдельный сайт проекта за пределами Kickstarter. Считается, что сайт должен быть «продающим»
- Несмотря на социальную и «идейную» составляющую краудфандинга, каждый бэкер хочет получить ту или иную «награду» за поддержку проекта на стадии, когда готового продукта еще нет. «Награды» нужно хорошо продумать с точки зрения привлекательности для аудитории, к тому же их уже нельзя будет отменить
Мы объявили конкурс: тому, кто приведет больше всего денег в кампанию, мы предложим стать одним из нейтральных персонажей в некоторых внутриигровых локациях.
2. После запуска продвижение главным образом - это общение с бэкерами и непрерывный поиск новых. Мы общаемся со СМИ и на форумах, ведем страницы в социальных сетях.
- Сначала мы обратились к американскому PR-агентству, которое специализируется, по их словам, на краудфандинге. Судя по всему, это была ошибка. Они не разместили наш пресс-релиз в крупных и нужных нам СМИ, а просто разослали его по своей базе. Агентство не привлекло бэкеров.
Нам казалось, что их работа будет более клиентоориентированной. Но видимо, за $600 в США такого не бывает.
- Тогда мы составили свою базу из релевантных (покерных и игровых) ресурсов, западных блогеров, которые пишут об играх - всего около 300 ресурсов. И рассылали им питчи (описание проектов). Конверсия с нашей рассылки составила примерно 5-10%
- Пробовали закупать таргетинговую рекламу в Facebook, Twitter, YouTube. В ходе тестов поняли, что такая реклама с краудфандингом не работает
- Создали свою ветку на форуме Reddit. Это лучше делать заранее, а не по ходу кампании. Инструмент может быть крайне полезным. Например, там нам рассказали, что идея игры в карты с применением магии есть в романе американского автора Тима Пауэрса.
Мы с его книгами были незнакомы, но смогли связаться с автором через Facebook и теперь ждем его комментарии относительно нашего концепта.
Предварительные результаты
В общей сложности подготовка к кампании заняла у нас около года. Работа не прекращается и после запуска проекта.
В режиме реального времени мы можем наблюдать, какую реакцию вызывает проект, общаться с заинтересованными людьми, вносить изменения в проект и многое другое. Это захватывающая, очень интересная и тяжелая работа.
Всем этим занимается 5-6 членов команды. Порой приходится подключать остальных. Работать в таком режиме действительно трудно. На время проведения кампании (в нашем случае это 41 день) нужно постоянно находиться онлайн, не расстраиваться неудачам и верить в успех. Думаем, что без сплоченной и разной по своим умениям и навыкам команды добиться успеха на Kickstarter невозможно.
За 11 дней мы собрали всего чуть более 2% от целевой суммы. Это, скажем так, не самая радужная статистика. Но важно понять: Kickstarter - это не только собранная или не собранная сумма, но и внимание со стороны аудитории. Проект получил хороший отклик в покерных и игровых СМИ и блогах. Нами интересуется все больше людей, мы обсуждаем возможности развития проекта с потенциальными инвесторами и партнерами.
Мы провели 4 собеседования с разработчиками, которые готовы влиться в нашу команду - и что-то мне подсказывает, что это только начало.
Наконец, буквально на днях с нами связался покерный игрок мирового уровня Александр Дрейфус, который развивает собственные проекты, направленные на сближение покера и eSports: проект GlobalPokerLeague и онлайн-игру Holdem X. С последней, кстати, наш проект часто сравнивают.
Напоследок дам совет тем, кто хотел бы привлечь инвестиции через краундфандинг:
Не надо стесняться нести свои идеи людям и просить на их реализацию деньги. Сейчас мир переворачивается подобно песочным часам. И если раньше в мире было недостаточно денег, то сейчас он нуждается в концептуально новых, порой даже безумных идеях. Откройтесь миру, и мир откроется вам.