Личный опыт
13 ноября 2015Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»
- На белорусском арт-рынке здесь и сейчас происходят интересные процессы: буквально в последний год в Минске появилось сразу несколько новых художественных галерей, некоторые позиционируют себя как галереи современного искусства.
Современное искусство - обширное понятие. В русском языке нет четкого понятийного разграничения внутри него, поэтому я проиллюстрирую английским: есть modern fine art и contemporary art. Мы занимаемся contemporary art. Такое искусство более реакционно, оно отличается большей рефлексией на происходящее в мире и использует новые медиа, новые инструменты передачи месседжа (например, инсталляции, флеш-мобы - прим. «Про бизнес.»). Те галереи, которые открываются сейчас, представляют обычно более традиционные направления искусства, которые понятней и доступней широкой публике.
Почему галерейный бизнес стал развиваться
Активному развитию галерейного дела в Беларуси я вижу несколько объяснений:
1. Возможно, наконец-то люди, у которых есть ресурсы для инвестирования в различного рода бизнес-проекты, немного устали и наелись первостепенными благами. Этих благ всем остро недоставало после распада Советского Союза. И сейчас предприниматели, топ-менеджеры обратились к культуре и искусству. Этим же, как мне кажется, объясняется рост поддержки культурных инициатив и проектов со стороны белорусского бизнеса, который очевиден сегодня.
2. Еще одна причина этих процессов - рост мобильности, перемещений. Люди ездят в европейские страны, посещают там музеи, галереи, ярмарки, смотрят, как это все функционирует в Европе - и кто-то открывает галереи здесь.
Рассчитывать на то, что инвестиции в открытие галереи достаточно быстро окупятся, в белорусских условиях немного утопично. Если говорить о нашей галерее - она уже себя окупила.
Портрет покупателя
Если десять лет назад большая часть работ, приобретаемых в галерее, вывозилась за рубеж, то сейчас большинство из них остается в стране.
Наши коллекционеры становятся более активными, в том числе за рубежом. Во время очередного участия галереи в ярмарке «Арт-Вильнюс» в прошлом году определенная часть работ ушла в белорусскую коллекцию.
Покупатель произведений белорусского современного искусства - это обычно представитель крепкого среднего класса - либо владелец компании, либо один из ее руководителей.Зачастую эти люди также каким-то образом связаны с креативными индустриями - например, рекламой. Но не всегда.
Часто у нас приобретают работы представители дипломатических миссий, банковского сектора. Несколько раз мы работали с государственными предприятиями, когда нужно было сделать какой-то крупный подарок директору этого предприятия или кому-то из основных клиентов.
Покупатели работ наших художников - это люди с активной жизненной позицией, те, кто интересуются культурными процессами и активно включены в социальную жизнь.
Взаимодействие с художниками и продвижение
Мы стараемся заинтересовать наших коллекционеров, организовывая встречи с белорусскими художниками и кураторами, приглашаем на международные арт-выставки, планируем устраивать выездные туры на крупные выставочные проекты с участием белорусских художников за рубежом.
Поскольку арт-рынок находится в зачаточном состоянии, этика взаимоотношений между галереей и клиентом, галереей и художником только формируется. Иногда люди, приходящие в галерею, считают абсолютно нормальным подойти и спросить телефон художника или спросить, где находится его мастерская. Я слабо представляю, как такая ситуация может произойти в галерее в Берлине, Лондоне или Нью-Йорке.
Европейская модель этого бизнеса предполагает покупку через галерею, которая гарантирует качество произведения искусства.
Любая галерея заинтересована в инвестировании в художников, в капитализации их работ. Для этого мы:
- Показываем работы на своей территории
- Вывозим их за рубеж, участвуем в арт-ярмарках
Если вы приобретаете работу в галерее - значит, ее автор - не человек с улицы, и вероятность, что в будущем цена на его работу увеличится, достаточно высока.
Наконец, вы не купите фейк: галереи являются гарантом подлинности произведений, которые они продают.
Как формируется стоимость работ
Цена на произведения современного искусства в Беларуси в среднем стартует с $300-400. Мы рекомендуем начинающим коллекционерам присматриваться к молодым именам. Если такие авторы выставляются в галереях, если им помогают профессионалы - велика вероятность, что цена на их работы вырастет значительно за относительно небольшое время.
У некоторых художников - даже в Беларуси - заслуженно высокие цены, они могут подниматься выше $10 000. До мировых сотен тысяч и миллионов долларов нам еще далеко, но над этим работает все арт-сообщество Беларуси.
Я сама некоторое время назад начала приобретать работы в дополнение к своей базовой коллекции - и поняла, что это потрясающее ощущение, на это можно очень крепко подсесть.
И я часто наблюдаю такие ситуации: изначально человек приходит в галерею с желанием приобрести одну работу - для декора, оформления интерьера. Но потом возвращается еще и еще - и переходит в разряд начинающих коллекционеров: он уже следит за тем, что происходит с конкретным художником, за его выставочным графиком.
То, что конкретный художник может становиться модным, уже можно наблюдать в Беларуси. Однако, вопреки распространенному мнению, цена на произведения не так сильно зависит от моды. Здесь в первую очередь важны CV художника, коллекции, в которых находятся его работы, его участие в крупных событиях, выставках за рубежом.
Особенно важно, когда работы художника представлены в институциональных коллекциях (музеи, центры современного искусства). В последние годы усилился интерес к современной художественной среде Беларуси со стороны кураторов крупных зарубежных институций, критиков и искусствоведов. Такого рода признание и интерес гораздо важнее процессов на арт-рынке, которые зачастую создаются искусственно, «подогреваются» его участниками.
Что влияет на развитие рынка
На рост цен на некоторых белорусских художников в ближайшее время повлияет рост количества галерей.
Еще один фактор - мобильность белорусских художников. Многие из них уехали отсюда, получили образование за рубежом и представлены на европейской и мировой сцене искусства. Есть ряд безумно успешных художников из Беларуси, которые сейчас очень хорошо продаются и выставляют свои работы за рубежом.
Такая включенность белорусских художников в мировые процессы повышает интерес к белорусскому арт-рынку и поднимает цены.К сожалению, в сфере contemporary arts в Беларуси - в отличие от классического искусства или антиквариата - пока практически отсутствует вторичный рынок. Однако он есть за пределами Беларуси, а интерес к белорусским художникам там постоянно растет.