Личный опыт
2 октября 2015Как ребята из Беларуси решили преуспеть в американском шоу-бизнесе – история Kiwi Time
- Kiwi Time - группа ребят родом из Березы, Брестской области. Я, Коля и Йога (Егор) выросли в одном дворе и дружим с 3 класса. Аня к нашей компании присоединилась в 10 классе. В Беларуси у нас не было совместного коллектива: я с Йогой играл панк-рок, Аня и Коля занимались другими проектами. Переехав в Минск, мы часто собирались в шестом общежитии БГЭУ, где я жил, и репетировали «для души».
В 2007 я переехал в США. Первый год скитался по Восточному побережью, работал чернорабочим, где только придется. Затем переехал в Сан-Франциско. Пытался играть музыку с некоторыми ребятами, но это все оказалось не моим. Хотелось делать музыку со своими друзьями. У нас ушло четыре года, чтобы все перебрались в Сан-Франциско.
О старте группы в Штатах
Родители воспитывали меня так: «Сначала получи профессию, а потом играй на своих барабанах». В итоге, когда группа собралась, у нас встал вопрос: музыка - это серьезно или так, для пацанов и друзей сыграть? Например, Коля собирался поступать в американский университет на программиста. Я после колледжа планировал идти в бизнес-школу Haas School of Business at UC Berkeley. Мы встали на распутье. Примерно полгода мы с ребятами общались, пытаясь понять, что делать дальше. В итоге сошлись на: «Окей, мы в Америке. Нам нечего терять. Вернуться в офисное кресло мы успеем всегда».Соответственно, мы поставили группу на первое место.
С того времени, если у меня (или ребят) накладываются работа/свидание на встречу с группой, то мы отменяем работу и свидание. Цель была ясна - сделать карьеру в музыкальном бизнесе: заниматься любимым делом, стать популярными и ездить с концертами по всему миру.
Первый шаг сделан. Следующий шаг - движение к этой цели. И здесь уже нужно что-то делать, пробовать, перебирать варианты - получится или нет. Мы, например, начали делать рок-н-рол - оказалось не наше. Потом с продюсером записали 15 поп-треков - не понравилось. Ищем себя дальше.
Первые шаги в американском шоу-бизнесе
Когда мы только начинали, то казалось, что все, что нужно, - это сидеть на репетиции, получать удовольствие от того, что делаешь, встречать рассветы. Все получится само собой. Но чем больше мы работали, тем больше осознавали, что не все так просто.
Мы в Сан-Франциско, никого там не знаем, с чего начинать развитие группы? Ответ: русское сообщество. Мы начали ходить на русские мероприятия. Я писал письма организаторам о том, что вот мы такие-то музыканты. Наша музыка понравилась людям. Как следствие, стали поступать предложения сыграть на русских фестивалях и вечеринках.
Через полгода стало понятно, что русские в Сан-Франциско собираются пообщаться, встретиться со старыми друзьями/знакомыми. Они не очень задумываются о музыке или качестве звука. Развивать музыкальное движение никто не собирался.Мы поняли, что нужно выходить на американскую аудиторию. Вот что мы сделали:
1. В Сан-Франциско на радио Live105 был конкурс. Я зарегистрировался и наши фанаты поддержали нашу песню, причем на русском языке. Мы попали на 11 место в чарте. Это было круто. Стало понятно, что нужно развиваться дальше. Я начал заниматься менеджментом, промоушеном, организацией концертов и т.д.
2. Существует такой сайт craigslist.org - доска объявлений. Там есть раздел для музыкантов, где я и начал постоянно пропадать. В этом разделе организаторы концертов ищут группы для выступлений в клубах. Эти группы приводят свою аудиторию. Аудитория платит за билет, напитки и еду…
Благодаря работе с русским сообществом у нас была своя аудитория. На наши воскресные концерты ходили по 30-40 человек. Промоутеры это оценили. Для клуба такое количество людей - это хорошо. Дело в том, что Сан-Франциско - город избалованный. Вытащить людей на концерт начинающей группы - вообще сложно.
Сейчас я понимаю, что все наше развитие проходило этапами по полгода: полгода с русским сообществом, полгода концерты в маленьких барах, затем клубы побольше.
Мы сочиняли англоязычные песни и нужно было выпустить качественную запись. Я сделал кампанию на Indiegogo (краудфандинговая платформа). Мы собрали где-то $2,5 тысячи. Записали 5 песен - это был наш первый миниальбом. Мы продавали его через iTunes, на концертах, рассылали продюсерам, блогерам, организаторам музыкальных мероприятий.
Однажды я купил сотню конвертов, мы запаковали в них диски с надписью «Подарок от ваших соседей» и в ночь на День Благодарения разбросали эти «подарки» по домам в богатых районах города с мыслью, что может быть кто-то послушает и захочет помочь ребятам из Беларуси. Но чудо произошло годом позже.
О работе с продюсером и спонсорстве
В апреле 2013 года я получил сообщение на Фейсбуке от бизнесмена Юрия Петушкова. Он предложил совместное кросс-продвижение: мы продвигаем его, а он - нас. Сначала я подумал, что это музыкант. Потом мы встретились у него в офисе и оказалось, что он CEO серьезной технологической компании Baynetwork Inc. (продажа сетевого оборудования, прокладка интернет-канала).
Его идея была простой: он вкладывает деньги в группу, а мы говорим про компанию на концертах и в Интернете. Мы заключили спонсорское соглашение, так у нас появились качественные инструменты и автобус для концертов. Наше сотрудничество было довольно успешным, через 6 месяцев был создан музыкальный лейбл Granted Access и заключен звукозаписывающий контракт. Стало проще. Появились финансовые ресурсы и несколько голов, которые умеют строить стратегии.
Наш креативный директор отправил наши новые демо-записи продюсеру Дэн Шей (Dan Shea), который работал с Марайя Кери, Селин Дион и др. Дэн увидел в нас потенциал и предложил поработать в поп-направлении. Как рок-группа мы настороженно приняли это предложение, но упускать возможность получить знания от продюсера мирового уровня было глупо. Мы записали и выпустили 15 треков (2 альбома и 3 сингла). Сейчас они еще есть в iTunes. С этим продюсером мы проработали полтора года. Дэн стал нашим первым учителем в музыкальном мире США. С ним мы занимались не только созданием музыки, но и изучали музыкальную теорию, нотную грамоту, историю американской музыки и основы создания звуков. Все эти чудеса происходили с нами благодаря финансовой поддержке лейбла Granted Access.
В мае 2015 мы переехали в Лос-Анджелес для работы над новыми песнями в сотрудничестве с Аллисон Хамамура (работала с такими коллективами, как Nirvana, Moby, Cardigance, Grace Potter).
Как устроен шоу-бизнес в Америке
Сейчас американский шоу-бизнес работает так: группа пишет одну песню, снимает один клип и запускается массовая реклама. Если группа с одной песни «стреляет», ее слушают - лейбл дает ей деньги на запись альбома. После этого группа едет в тур. Сначала в основном на разогреве у большой команды. Так она собирает аудиторию. После таких туров группа становится известной и уже набирает свою аудиторию, становясь хедлайнером.
В Штатах в тебя могут вложить деньги, а альбом затем положить на полку. Некоторые группы ждут своей очереди по 4-6 лет. Мы знаем много историй, когда группа «подписалась» с большим лейблом, а потом ее не продвигают.
Здесь все зависит от человеческих отношений: как ты себя ведешь, насколько ты приятен, насколько у тебя раздутое эго. Даже если ты талант, но никому не нравишься (ведешь себя некрасиво), то твой альбом «забракуют», а на потраченные на запись $50-100 тыс. закроют глаза. И ты с этим ничего не сделаешь, потому что по контракту с другими лейблами работать нельзя. Нужно ждать.
Музыкальный бизнес очень требовательный. Так как потребитель избалован громадным предложением разносторонней музыки, молодой группе нужно постоянно улучшать портфолио. Главный принцип «If it doesn't help, it hurts» (если это не помогает, это вредит). Поэтому через год-два, выпуская новый и более качественный продукт, мы стараемся удалять все старое (клипы с YouTube, музыку из iTunes).
Логика простая: если человек услышал твою песню, ему понравилось, то он пойдет на YouTube искать больше информации о тебе. И если наткнется на страшное видео, снятое на iPhone, то он понимает, что больше этого слушать не будет. Поэтому и нужно оставлять только лучшее. Мы даже просим фанатов, которые выкладывают концертные записи с плохим качеством звука, удалять такие видео.
На чем зарабатывает музыкант
Живое выступление. Это основной доход. Сейчас музыку никто не покупает. Если ты популярен онлайн, то не факт, что на тебя придут люди. Народ избалован и ленив. Нужно не просто играть концерт, а делать шоу. Живое выступление должно быть лучше чем запись - это гарант того, что клиент (фанат) придет на концерт в следующий раз и приведет друзей. Продажа музыки для рекламы. Здесь можно заработать хорошую сумму. Для молодой группы $10 тыс. - это хороший показатель. Хотя один трек для рекламного ролика могут купить и за $250. Многое зависит от твоего имени. Популярная группа Imagine Dragons выпустила два удачных альбома. Только на продажах в рекламу она сколотила состояние. Чем выше ты в рейтинге, тем больше платят.
Продажа музыки для фильмов. Здесь много не заработаешь, но это хороший PR. Допустим, выходит «Терминатор 10». Все понимают, что фильм будет популярен и попасть в саундтрек - очень круто. Даже Кэти Перри и другие крупные музыканты за попадание в большие фильмы почти не получают деньги, зато это гарантированная популярность.
Написание собственных песен. Мы стремимся стать «писателями» песен, а не их исполнителями. Когда мы работали с продюсером, то система была такая: записываем демо, отдаем продюсеру, а он потом приносит готовый трек. На выходе получалось, что больше половины аранжировки песни написана не нами. А от аранжировки зависит стиль песни: рок или поп. Таким образом идея наша, но песня - нет. Соответственно, у нас нет привязанности к этому треку. Поэтому в треках, написанных за время работы с продюсером, не чувствуется стиль группы. Заработать от продажи этой музыки нам не очень удалось.
Мы хотим научиться зарабатывать на жизнь как писатели песен. Идея в том, что музыканты, пишущие музыку сами, зарабатывают. Те, кто только исполняет, становятся популярными, но не зарабатывают деньги. Если, конечно, ты не машина типа Бейонсе или Кэти Перри. Это корпорации. Чтобы организовать концерт Бейонсе, нужна тысяча человек. Там работает большая команда.
Сейчас у нас проблема в написании английских текстов. Конечно, за тебя могут писать песни, но тогда нужно отдавать большой процент доходов.
Приходиться проводить много времени изучая английскую поэзию, только так можно понять как выражать свои мысли на английском «по-американски», а не «по-русски».
Отмечу, что сейчас для нас группа - это основной вид деятельности, но не основной источник дохода. Kiwi Time - это стартап. В него идут все ресурсы, вся энергия и время. Приходится получать доходы другими способами. Аня у нас модель. Я 7 лет занимался курьерским сервисом доставки товаров из США в страны СНГ, а сейчас преподаю йогу и развиваю бизнес лайф-коучинга. Финансово группу поддерживает лейбл.
Как продвигается группа сейчас
Мы живем в цифровом мире. И продвигаться можно по двум основным моделям.
1. Number Game - игра чисел. Составляешь список продюсеров, фестивалей, промоутеров (или покупаешь базы данных). Рассылаешь всем электронные письма. Эту модель советуют музыкальные блогеры, независимые музыканты (indie artists). Они даже учат как составлять письма, какую песню отправить и т.д. Я делал это года два. Но потом осознал, что механические действия забирают много сил и энергии. Я отказался от этого варианта.
2. Networking - общение с людьми. Т.е. мы заводим контакты, ходим на вечеринки, знакомимся, отправляем открытки с благодарностями и поздравлениями. Это работает намного лучше и проще. Мне кажется, в цифровую эпоху людям не хватает простого человеческого общения. Еще одна разновидность - PR. Пробуем работать в разных направлениях: поддерживаем благотворительные организации, участвуем в концертах. В прошлом году мы играли концерт в поддержку прав человека, после этого получили огласку в американских СМИ. Выступали на вечеринке музыкального директора Disney Music… Наш бизнес так устроен, что нет одной схемы для достижения успеха.
Как мы оптимизировали расходы в группе
Изначально сraigslist помог найти людей, занимающихся фотографией и видео. В Сан-Франциско большая школа - Academy of Art University. Там много креативных людей, которым нужно делать курсовые проекты. Если в нархозе в конце семестра ты пишешь курсовую на бумаге, то им нужно было сделать видеоклип или фотосессию. Мы начали сотрудничать с такими людьми.
Они делают для нас фото и видео бесплатно (расходы на минимальные декорации, покушать и бензин не считаются). А для себя таким образом создают портфолио.
С фотосессиями очень помогла Аня. Например, кто-то хочет фотографировать ее, а она говорит, что будет сниматься только с группой. И тогда сфотографируют ее, а потом всех нас вместе.
Как живет группа сейчас
Обычно в Америку все приезжают ни с чем. С собой только амбиции и желание. Нам повезло, что мы друзья с детства и у нас команда. Мы поддерживаем друг друга. Тем, кто приезжает один, сложнее.
Да, мы устаем друг от друга. Сейчас мы живем в одной квартире в Лос-Анджелесе. Правда, у нас большой жилой комплекс, там несколько бассейнов, два спортзала, библиотека, кинотеатр и даже есть рояль. Гигантский комплекс, куча всего, как в гостинице в Лас-Вегасе. Там легко потеряться, если что-то не нравится или назревает конфликт - побегай, поплавай и т.д.
Напряженная ситуация была в начале лета, после переезда в Лос-Анджелес. Каждый день мы проводили в студии по 12 часов, 6 дней в неделю. В нее ты приезжаешь с одним и теми же людьми. Уезжаешь из нее - тоже. Но мы с этим напряжением успешно боремся. Если ссоримся, то через пять минут миримся.
Сейчас, как я сказал, мы работаем с Аллисон Хамамура. Ее работа заключается в том, чтобы помочь артисту/группе найти свой стиль, сделать бренд, а затем монетизировать его. Первые три недели работы с ней мы практически не занимались музыкой, а провели в беседах. Она психолог, устраняет все напряженные динамики между членами коллектива.
Благодаря Аллисон мы осознали многие нюансы в отношениях. Например, сейчас основное правило - если двое ссорятся, то третий и четвертый не влезают. Иначе это перерастает в крупный конфликт. Важно не создавать лишней динамики и понимать, что если человек выразился по отношению к тебе эмоционально - это не потому, что ты плохой. А потому, что человек эмоциональный. Или если человек предлагает глупые идеи, то глуп не он, а его идеи. Нужно сгенерировать 1000 глупых идей, чтобы найти одну гениальную, как говорит Аллисон.
Группа, как я сказал, это стартап. В стартапе нужно уметь слушать друг друга. В стартапе главное - это команда. Один в поле не воин.
Советы начинающим белорусским предпринимателям и музыкантам
Любой белорусский парень или девчонка может добиться чего угодно. Для начала просто нужно сесть и записать свою цель на бумаге: «Я вижу себя так и так через год и 5-10 лет. Я добиваюсь того-то и того-то. Мне дает это то-то и то-то». Если цель записана на бумаге, то нужно к ней время от времени возвращаться и корректировать. Мир сам даст варианты реализации. Рано или поздно ты дойдешь до цели. Главное - это точно знать, куда идешь.
1. Будьте готовыми получить «нет». И не один раз. «Нет» - это всего лишь слово. Если вы что-то пробуете, то самое страшное, что с вами может случиться - вы останетесь на том же месте. Создателю KFC отказали 1034 раза при попытках продать рецепт своей курицы. Но он не сдался, а каждую неудачу воспринимал как еще один шаг к успеху.
2. Научитесь радоваться неудачам. Если что-то пошло не так - радуйтесь! Это не ваш вариант, вы достойны большего!
3. Будьте добры и открыты. Подобное притягивает подобное. Если вы добры и открыты, то и с вами будут общаться, работать и сотрудничать такие же люди.
4. Ищите и создавайте себя. Постоянно развивайтесь. Даже если вам кажется, что вы профессионал, то вам все равно нужно двигаться вперед. Улучшайте свои навыки. Нет предела совершенству!
5. Не делайте все ставки на цель-мечту. Помните, что счастье не придет после достижения мечты. Счастье находится в самом процессе ее достижения. Радуйтесь жизни здесь и сейчас.
6. Важность мотивации. Обидно, что многие сворачивают с пути и занимаются не тем, чем хотят. Мы решили, что хотим делать то, что любим. Как бы ни было сложно.
Я выбрал жить мечтой и верить в досягаемость моих целей, вместо того, чтобы иметь стабильный фундамент под ногами, но заниматься тем, что не приносит большого наслаждения.Например, когда мы переехали в Лос-Анджелес, то 10 дней пришлось жить в студии. Но даже это для меня легче, чем сидеть в офисе за компьютером. Работая в офисе, я понимал, что жизнь моя идет неверно.
Думаю, что жить становится намного проще, если ты перестаешь воспринимать неудачи как трагедию. Например, сегодня я открыл e-mail и прочитал неприятные новости. Улыбнулся и понял, что я жив, здоров, приехал в Беларусь выступать на форуме «Бизнес Будущего». Меня слушают, а мои мысли даже цитируют. Значит все прекрасно!
Нужно просто работать над собой, заниматься здоровым образом жизни. Медитация и йога очень сильно помогли мне остановить увеличивающийся с каждым годом хаос мыслей в сознании. Наш мозг генерирует около 60 тысяч мыслей ежедневно. Задумайтесь, как легко сбиться с намеченного курса и загрузиться волнениями и страхами.
Иногда я шел по улице и понимал, что у меня куча проблем: нет миллионов, в группе могут быть проблемы. А потом я вдруг вспоминал, что живу в двух минутах от океана, на улице крутейшая погода, а все остальное - это все не проблемы.
Люди прикованы к инвалидным коляскам, находят в силы заниматься спортом и побеждать. Так что все, что нам нужно, у нас уже есть. Требуется только терпение.