Войти
  • 2,11 USD 2,1102 -0,012
  • 2,4 EUR 2,395 -0,0095
  • 3,2 100 RUB 3,1973 +0,0106
Технологии
«Про бизнес» 5 июля 2018

«Рынок дополненной реальности сырой — и мы готовы там выстрелить». Директор «Изовак» о белорусской технологии для AR-очков

Михаил Дорошевич. Фото: Александр Глебов, probusiness.io
Михаил Дорошевич. Фото: Александр Глебов, probusiness.io

Когда год назад мы встретились с Михаилом Дорошевичем, директором группы компаний «Изовак», он был готов доказывать: «hardware ничем не хуже ИТ». Сегодня «Изовак» — дважды резидент ПВТ: помимо главной компании, туда вошел и их стартап — «Изовак Дополненная Реальность». А видеомодуль для AR-очков, разработкой которого он занимается, готов конкурировать с мировыми лидерами. Как создавался и развивается проект — об этом мы поговорили с Михаилом.

Научно-техническая компания «Изовак» занимается разработкой и оптимизацией оптических покрытий, перспективных технологий напыления покрытий, производством вакуумных установок для нанесения оптических покрытий.

Компания «Изовак Дополненная Реальность» разработала технологию, позволяющую создавать оптоэлектронные устройства — в том числе для очков дополненной реальности.

Как «Изовак», производственную компанию, вообще «занесло» в тему дополненной реальности?

Как-то мы делали проект по нашей основной тематике — напылению оптических покрытий. И в процессе выяснили, что вполне можем сделать подобную технологию для дополненной реальности. То есть видеомодуль для нее. Это было около 2,5 лет назад. Разработку инициировал наш сотрудник, ведущий инженер Артем Артамонов. В помощь ему выделили ресурсы, людей. И все это время ребята трудились над технологией, над прототипом. А недавно мы образовали новую компанию — «Изовак Дополненная Реальность», получили патент на технологию и представили наш продукт.

Что подразумевается под продуктом?

Видеомодуль для очков дополненной реальности. Это, собственно, и есть наше изобретение, наша технология. В очках дополненной реальности есть 3 важные составляющие: железная, оптическая и софтверная.

1. Железная — это самое простое. Сделать красивые очки, вставить модуль Wi-Fi и т.д.

2. Благодаря софтверной части вы видите контент в очках. Этим занимаются ИТ-компании.

3. И оптика, видеомодуль — самое важное, на мой взгляд. Вот этим занимаемся мы.

Оптика — наш профиль. Именно поэтому мы взялись за тему дополненной реальности — мы можем делать оптику с видеомодулем, который в итоге и позволяет увидеть картинку в AR-очках. Сейчас на рынке большой спрос на качественные видеомодули. Тема только развивается. А вот железо и в большой степени софт — не наша тема.

Что было сделано за 2,5 года? И на каком этапе вы сейчас?

Разрабатывали видеомодуль, совершенствовали его. Работали над контентом. Сделали первый прототип, потом улучшали его. Сейчас готов уже второй прототип. И снова улучшаем его: технологию, качество оптики, формируем продукт — чтобы представить его либо рынку, либо инвестору. Следующим этапом будут готовые очки. Мы сами разработали их дизайн, в скором времени наполним их контентом дополненной реальности, чтобы можно было демонстрировать уже достаточно понятную вещь, готовое изделие. Думаю, что в течение года мы придем к готовым очкам и качественному контенту. Пока в наших очках можно увидеть текст, логотип компании, простые картинки. Будем этот контент наращивать, чтобы демонстрировать уже что-то интересное.

При этом, отмечу, речь идет лишь про несколько прототипов очков — массовое производство мы не планируем.

Фото предоставлено компанией "Изовак"
Фото предоставлено компанией «Изовак»

А почему вы не готовы производить очки?

Мы знаем, что хорошо делаем видеомодуль дополненной реальности, на уровне мировых аналогов или даже лучше. Но произвести полноценный продукт — очки — мы не сможем. Это очень дорогостоящее мероприятие. Нужно закупить станки и делать каждую часть очков отдельно. А это десятки миллионов долларов инвестиций. К тому же, такому масштабному проекту нужно посвящать много времени, а у нас есть основной бизнес.

Маловероятно также, что где-то в Беларуси будет развернуто производство очков дополненной реальности. Слишком велики бюджеты.

Кто работает над софетверной частью — картинкой?

У нас в штате не много программистов, 8 человек. Какие-то элементарные вещи для демонстрации возможностей видеомодуля мы можем делать сами. Но для специфического контента нам, конечно, нужно кооперироваться со специализированными компаниями.

С картинкой дополненной реальности пока все не очень хорошо — не только у нас, во всем мире. В основном это очень примитивные вещи: совсем простые игры либо весьма ограниченный по функциональности контент. Рынок дополненной реальности пока еще очень «сырой», он только создается. В отличие от рынка виртуальной реальности, который уже во многом сформирован.

То есть что очки и софтверная часть — это то, что вы не готовы производить сами, но по качеству видеомодуля можете конкурировать с мировыми лидерами?

Да. Сейчас конкурентов у нас в этом сегменте практически нет. Рынок только развивается.

Microsoft и израильская компания Lumus — 2 основных наших конкурента по модулям для AR-очков. Но, по нашим оценкам, технология, разработанная нами, не уступает их технологии. Возможно, она даже лучше. А мы, поверьте, очень подробно изучили конкурентов.

И последние полтора года активно проводили конкурентную разведку: посещали всевозможные выставки и конференции по теме дополненной реальности, смотрели на других, оценивали себя.

Очки Microsoft Hololens. Фото с сайта rampaga.ru
Очки Microsoft Hololens. Фото с сайта rampaga.ru

Да, крупные компании вкладывают сотни миллионов долларов в готовый продукт. У них есть весь антураж, в том числе сами очки. Но мы достойно конкурируем с ними в узкой нише видеомодуля дополненной реальности.

К тому же, готовый продукт пока не продается массово. Очки стоят от 700 до 3500 долларов. Но их мало кто покупает — нет контента. Или, опять же, он очень примитивный. Игрушка, с которой не поиграешь. Купил, один раз посмотрел — и положил на полку. Это как раньше с 3D-очками, которые продавались в комплекте с телевизором. Платишь из-за них дороже на $ 50−70, а смотреть в них практически нечего.

До формирования массового рынка AR еще минимум 2−3 года.

У нас есть время, чтобы найти кооперацию, — для производства очков и контента. А кто первый доведет до идеала технологию видеомодуля, к тому с предложением и приедет, например, Microsoft. Вполне возможно, что это будем мы.

То есть ваша стратегия — это кооперация...

Да. Наши дальнейшие действия — это обязательно кооперация с какой-то крупной мировой компанией-корпорацией, готовой делать эти очки и продавать их на масс-маркете. Хотя и продажу технологии мы не исключаем… Если, конечно, предложение будет достойное — а речь о миллионах долларов. Мы все-таки оцениваем, что находимся на одном уровне с конкурентами.

А пока нам нужны инвестиции для совершенствования нашей технологии.

О каких суммах инвестиций идет речь?

Сотни тысяч долларов на текущий момент. Понятно, что мировые лидеры вкладывают в эту тему десятки и сотни миллионов долларов, но, поскольку рынок не сформирован, есть еще время и без таких серьезных инвестиций выйти на международный уровень.

Как скоро вы готовы предложить свою технологию международному рынку?

Скоро не получится, особенно с уникальным продуктом. Нужно хотя бы года два повариться в этой теме… Чтобы выйти на рынок во всеоружии. Зато с большими шансами.

Очки дополненной реальности похожи на уникальный продукт-единорог. И если его хорошо сделать, то на развивающемся рынке он обязательно выстрелит. 

Когда вы приезжаете на сформированный рынок, на выставку в Шанхае, например, где десятки тысяч квадратных метров, сотни компаний, которые работают в вашем сегменте, все гораздо сложнее. Нужно упорно доказывать: «У нас лучше», или «У нас такое же, но дешевле». А вот продукт-единорог позволяет сказать: «Я такой один. И мой продукт сделан хорошо». И вот тогда вы год-два чувствуете себя прекрасно — пока вас не повторили.

Какие сферы, помимо игровой, заинтересованы в развитии технологии дополненной реальности и создании очков?

Медицина, авиация, военпром. К примеру, надеваешь очки — видишь анатомию животного или человека, и так ее можно изучать. Лягушки и макеты уже не нужны. Подобные вещи уже показывают на выставках.

Фото с сайта vrsquad.co
Фото с сайта vrsquad.co

Но при этом понятно, что паровозом всей этой индустрии будут все-таки игры. Игры вообще — паровоз всего, что происходит сейчас. Они делают очень большую кассу. Вспомните хотя бы Покемонов. Вроде бы: так быстро взлетели на пик популярности и так же быстро ушли… А сколько их создатели успели на них заработать!

Игровой контент всегда идет впереди, потому что развлечения — это масс-маркет, много людей, большие заработки для глобальных корпораций. Поэтому все начинают с игр.

А потом уже подтягиваются реально полезные для человечества вещи. Но и игры сегодня — не только развлечение. Мы постоянно слышим, что это модно и эффективно — обучение, развитие через игру. Это 30 лет назад говорили «сидишь за компьютером — время прожигаешь». Сегодня все изменилось. Никто больше не смеется над людьми, которые играют в игры. Потому что в них играют все.

Расскажите об инициаторе проекта, Артеме Артамонове, и его команде.

Артем пришел к нам довольно давно, около лет 8 назад. Еще совсем молодым человеком. Начинал работать на рядовых должностях компании, но достаточно быстро вырос в одного из ведущих технологов. И в проекте с дополненной реальностью показал себя во всей красе. Сейчас это наш ключевой сотрудник и один из совладельцев «Изовак Дополненная Реальность».

Артем Артамонов. Фото из архива компании "Изовак"
Артем Артамонов. Фото из архива компании «Изовак»

Мы решили так же, как это принято айтишной среде, — давать ведущему разработчику долю в компании: для мотивации и более прозрачных целей. К тому же, это дополнительная мотивация для остальных сотрудников: они видят, что если человек придумал что-то классное, он может стать совладельцем проекта.

Мы большое внимание уделяем инициативам внутри компании. Эта инициатива не первая, но она одна из самых успешных. Редко стартапы выстреливают так, чтобы их хотелось развивать как самостоятельный проект. Но «Изовак Дополненная Реальность» — именно тот случай.

Что касается команды, то она небольшая, до 10 человек — классический стартап. При этом за спиной у них большая и опытная команда «Изовак»: мы можем в любой момент консультировать их по разным областям бизнеса. Ряд работ для проекта делается на аутсорсинге.

Во время прошлой нашей встречи вы говорили о том, что в hardware со стартапами все не так просто…

Конечно, хардверные стартапы — это гораздо сложнее, чем стартапы в ИТ. И вложения в разы больше. Если в ИТ можно посадить программиста, который будет писать код, — ему достаточно компьютера, стола и стула, то в нашем случае нужно серьезно вкладываться в производство. Поэтому, чтобы финансировать наш внутренний стартап, мы на совете директоров, путем голосования, приняли решение взять на это деньги из прибыли «Изовака». И сейчас мы единственные инвесторы проекта.

Но находимся в постоянном в поиске инвестиций, открыты для предложений. Как я говорил выше, одна из самых понятных бизнес-моделей для данной технологии — кооперация с мировыми лидерами.

Мы очень заинтересованы в такой кооперации. К слову, интерес к проекту со стороны крупных компаний есть — просто пока мы не готовы говорить об этом.

Недавно вы стали резидентами ПВТ. Что это даст компании и проекту?

Да, и «Изовак Технологии», и «Изовак Дополненная Реальность» с 1 июня являются резидентами ПВТ.

Благодаря этому мы сможем развивать наш новый проект более активно и в более сжатые сроки. Ведь ПВТ — это ИТ-экосистема, которая дает большие возможности. Соседство с ведущими разработчиками, например, помогает быстрее и проще найти партнеров для создания софтверного контента дополненной реальности.

Фото с сайта park.by
Фото с сайта park.by

Плюс это хорошие инвестиционные перспективы. Допустим, приезжает в ПВТ инвестор — администрация Парка способствует тому, чтобы он увидел интересные компании. В том числе нашу. Так мы получаем доступ к зарубежным инвестициям, к мировому рынку.

Какие планы на ближайшее будущее у стартапа «Изовак Дополненная Реальность»?

Я надеюсь, в течение года мы получим готовый экземпляр очков — несколько произведенных нами прототипов. И это будут первые очки дополненной реальности made in Belarus.

И, конечно, продолжим искать инвестиции для совершенствования технологии и варианты кооперации — сейчас для нас это ключевое.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Платный контент

«Про бизнес» — ресурс для всех, кто интересуется бизнесом, сообщество предпринимателей и площадка для его полезного общения.

0063046