Top.Mail.Ru
Управление персоналом
«Про бизнес» 28 октября 2019

Бизнес-игры с закрытыми глазами — как воображение помогает в управлении людьми

Фото с сайта praktiki.in.ua
Фото с сайта praktiki.in.ua

Применение бизнес-игр особенно эффективно при внедрении новых процессов в компании. Игры помогают наладить взаимодействие в команде, избежать конфликтов и прокачать лидерские качества. Каких результатов можно добиться с их помощью, рассказывает бизнес-психолог, коуч-мотиватор, член Международного общества психоаналитиков-символдраматистов Ирина Аксючиц.

— Один из самых эффективных способов «заразить» сотрудников своими идеями и целями и дать им при этом новые компетенции — погрузить их в различные бизнес-игры.


Ирина Аксючиц
Ирина Аксючиц
Бизнес-психолог, кандидат психологических наук, коуч-мотиватор

О том, в какие игры вы можете поиграть в компании и на какой эффект можете рассчитывать, я расскажу в статье.

Что такое бизнес-игры

Это деловые игры определенной тематики, где моделируется бизнес-среда, максимально приближенная к жизни конкретной компании. Участники игры путем проб и ошибок ищут оптимальное решение проблемы, которую создает фасилитатор (ведущий), и в итоге приобретают новые навыки и опыт, которые в будущем смогут применять в своей работе.

Основные задачи бизнес-игр:

  • Прогнозирование: тренируется понимание того, как реализуются сценарии событий, как сегодняшние решения влияют на процессы в будущем
  • Образование: получение участниками соответствующих навыков и компетенций, например, построение бизнес-модели, решение тактических и операционных заданий — то есть научиться делать все то, что можно усвоить только на практике
  • Реализация корпоративных программ: объединение сотрудников, разрешение конфликтов, развитие лидерства.

Бизнес-игры могут быть цифровыми и живыми, офлайновыми. В первом случае анализ принятых решений производит компьютерная программа, моделирующая реалии бизнеса. А в офлайне игры основаны на живом взаимодействии с другими игроками.

Я поделюсь опытом проведения бизнес-игры «с закрытыми глазами». Это мой авторский подход. За 10 лет практики он показал эффективность в компаниях, где требовалось объединение сотрудников, разрешения вертикальных и горизонтальных конфликтов, развитие лидерских качеств. Его особенность — в психологическом моделировании, когда задания не «навязываются» ведущим. Участники сами создают воображаемые ситуации, которые на самом деле являются проекцией реальных проблем в компании: страхов, противоречий, затруднений во взаимоотношениях. 

Сценариев для проведения бизнес-игр много. Главное — правильно определить проблему в компании и четко сформулировать задачи. Какие именно игры помогают достичь тех или иных целей и какой реальный результат можно получить с их помощью, я расскажу на примерах из собственной практики.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Командообразование

Игры, направленные на объединение сотрудников, помогают компаниям связать между собой людей и отделы, создают взаимопонимание и сотрудничество, комфортный климат, корпоративную культуру. Вот игры, которые проводила одна компания, чтобы объединить сотрудников высшего и среднего звена, установить между ними доверительные отношения:

1. Бизнес-игра «Необитаемый остров». Участники садятся в круг и закрывают глаза. Ведущий предлагает представить, что они все вместе оказались на необитаемом острове. Каждый отвечает на вопросы и рассказывает: где он стоит, на каком расстоянии находится от остальных, сидит или лежит, как одет, что видит, какие звуки слышит, какие запахи ощущает. Это помогает определить взаимоотношения в коллективе.

Затем ведущий предлагает вообразить участнику какие-то трудности, которые предстоит преодолеть вместе с остальными. В таких случаях человек, как правило, проецирует реальные трудности в отделе или компании. Например, кто-то представил, что на острове есть дикие опасные животные — возникла необходимость совместной обороны. И все объединились для выживания. Но кто-то шел в бой с опасными животными, а кто-то проявлял неожиданные для группы качества спасителя, наставника, проводника.

Так препятствия в игре дали новые возможности для развития лидерских качеств. В целом в ходе игры закрепились чувства удовольствия и удовлетворения от совместной деятельности, выработались новые дружественные привычки взаимоотношений между руководителями высшего и среднего звена компании.

2. Бизнес-игра «Группа поднимается в гору». Участникам предлагают выбрать, на какую гору они хотят подняться, какая она будет по высоте, сколько времени, дней, часов они могут подниматься на вершину. Например, руководители компании, топ-менеджеры выбирали гору с помощью интернета, обсуждали и оценивали свои реальные силы и возможности. Это было своеобразной диагностикой компетентности руководства: как они подходят к решению текущих рабочих задач в компании. Выбрали достижимую, но сложную гору, высотой больше двух километров. Это оценочный показатель для группы, показывает способности участников достигать результатов.

По ходу подъема на гору, как и в предыдущей игре, создаются препятствия. Но оказалось, что группа не готова их преодолевать. Тогда гендиректор взял на себя инициативу и повел всех за собой. Сотрудники продвигались по тропе вверх в определенном порядке, и это показало иерархию негласных взаимоотношений.

3. В ходе игры «Снежная лавина» участники помогают друг другу преодолеть препятствие — снежную лавину, внезапно сорвавшуюся и накрывшую лагерь участников. Достижение вершины объединяет группу, придает уверенность, что вместе команда способна достигнуть целей, установленных руководством компании. Участники поставили знамя на вершине — в памяти возникла командная установка: «Мы готовы ради компании брать поставленную высоту». В этой игре уровень сплоченности стал заметно выше.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

4. Бизнес-игра «Пустыня» создает новые сложности, в ней нужно пересечь пустыню. Выбор участники делали совместно, обсуждали и спорили, потому что понимали сложности продвижения и преодоления препятствий. Бывало, что рассуждения, споры затягивались на 20−30 минут, но в итоге помогали выявить и разрешить разногласия. В результате сформировались лидерские качества, разрешились конфликты, объединилась группа. Игра показала способности замов заменить гендиректора и совместно довести группу к цели. Проявились сплоченность и единение в сложных переходах.

Результатом проведения игр стало то, что участники осознали: цели компании требуют их взаимодополнения, объединения и взаимодействия. Метод на глубинном уровне заложил установки на работу в команде и единство в достижении целей компании. Участники почувствовали, что собственные жизненные интересы и цели совпадают с миссией компании, что увеличило преданность и гордость за компанию.

В заключение среди участников-руководителей мы провели тестирование, которое в сравнении с первичной диагностикой выявило изменения в лучшую сторону:

  • Во-первых, у всех повысился уровень ответственности как компетенции руководителя в целом, увеличилась личная ответственность за результаты компании.
  • Во-вторых, психологический климат в руководстве компанией улучшился, чаще стали звучать выражения: «мы — одна команда», «мы — на корабле, идущем к цели», «команда сильных и умных» и пр.

По оценкам самой компании, процесс внутреннего объединения руководства в команду продолжался еще до полугода. Со стороны отдельных участников были отклонения, но в целом руководители действовали совместно и осознанно в интересах компании.

Разрешение конфликтов

В одной компании, среднего уровня, возник целый ряд проблем, причиной которых являлись разногласия между руководителями отделов. Задачей проведения бизнес-игр было: разрешить конфликты, объединить сотрудников разных отделов, укрепить корпоративную культуру и командный дух, повысить эффективность работы руководителей и самих отделов компании.

Каждое занятие включало сложные игры с конфликтным содержанием. Преодоление препятствий требовало от участников смелости, находчивости, но главное — совместных действий. Приведу примеры бизнес-игр, которые позволяют комфортно разрешать конфликты в коллективах:

1. Деловая игра «Переход границы с контрабандой» предлагает участникам перейти границу с контрабандой. Взаимовыручка, находчивость в преодолении препятствий, всеобщая надежда на благополучный исход задуманного мероприятия стали центральной линией для командообразования. В памяти группы создалась установка: «Мы вместе преодолеем все сложности и достигнем результата».

2. «Ограбление банка» — еще одна игра, где взаимопомощь и выручка помогли руководителям отделов лучше узнать себя и других. Приходилось разделять функции и обязанности, вести переговоры по поводу намерений. Постепенно складывалась групповая установка: «Мы — смелая и сильная команда». Суть таких установок в том, что положительные эмоции, которые возникают во время игры, навсегда остаются в реальных рабочих отношениях. В этом и заключается основной смысл применения метода для разрешения проблем.

3. «Экспедиция» направлена на развитие стратегических способностей участников, преодоление сложностей, достижение цели. При постановке цели группа составляет вопросы: куда? зачем? как? Все это обсуждается совместно и повышает личную заинтересованность каждого участника в деятельности компании. В итоге группа оказалась на плоту, комфортно на нем плыла и отдыхала.

Результаты, которых помогают добиться бизнес-игры такого рода:

  • Разрешение конфликтов между отделами
  • Формирование общей ответственности за результаты продаж и увеличение прибыли
  • Объединение ради общего дела
  • Улучшение корпоративного климата.

Например, в одной компании руководители приняли решение о создании постоянного чата для общего решения спорных вопросов. Команда перестала бесконечно «сваливать» проблемы на других, а начала объединяться, чтобы решать в дальнейшем возникающие проблемы результативно.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Развитие лидерских качеств

В программах для развития лидерства «деловые игры с закрытыми глазами» нацелены на выработку стратегии и развитие деловой хватки. Такие бизнес-игры позволяют участникам проверять свои навыки и компетенции в принятии решений, совершать ошибки, исправлять их и делать соответствующие выводы.

Целью таких игр может быть, например, создание группы лидеров, которые будут брать на себя ответственность за увеличение прибыли компании, способны преодолевать препятствия и конфликты, готовы жертвовать ради компании своим личным временем, имеют нематериальную мотивацию. Предполагается, что люди такого типа могут стать особым кадровым составом для карьерного роста в интересах компании.

Для развития лидерских качеств подходят следующие игры:

1. «Горы» — анализ личности, в рамках которого сотрудникам предлагается написать эссе на тему: «Я и компания», «Где я сейчас?», «Мои цели в компании на 1−3−5 лет».

2. «Рыцарский бой» — развитие лидерских качеств, на выживание и коммуникацию.

3. «Кораблекрушение» — развитие лидерских качеств: управление, делегирование, мотивирование, командообразование.

4. «Долгий переход через тайгу» — развивается чувство преданности компании и укрепляются навыки тайм-менеджмента, умение доводить дело до конца, «держать удар», подчиняться.

5. «Соревнование яхт в море» — развивает конкурентоспособность и готовность жертвовать ради компании.

Результаты проведения таких игр, как правило, следующие:

  • У большинства участников сформирована нематериальная мотивация работы в компании, у некоторых сочетается с материальной
  • Абсолютно все благодарны компании за предоставленные возможности карьерного роста
  • Присутствуют способности руководителя распределять свои обязанности: организовывать работу отдела, быть посредником между высшим руководящим звеном и подчиненными, делегирование задач, разрешение конфликтов
  • Все участники имеют цели своего личного развития в рамках компании на 1−3−5 лет, большинство связывает их с улучшением работы своего отдела, многие готовы и желают повышения в должности.

В любом случае все бизнес-игры объединяют участников очень быстро, в то время как в реальности на достижение взаимопонимания могут уйти месяцы и годы. Результаты игр целесообразно оценивать методом опроса руководителей компании через полгода или год.

Читайте также

Сейчас на главной

Платный контент

0067193