Top.Mail.Ru
Менеджмент
«Про бизнес» 14 июня 2019

«У нас украли шестиметровый брус»: как открывали квест, где к игрокам пристают актеры

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Классические квесты уже весьма популярны, а перформансы — интерактивные квесты с актерами — еще относительно свежая бизнес-идея. Как создать квест-перформанс и на какие бизнес-результаты рассчитывать? Пошагово об их создании и окупаемости рассказывает Никита Торяник, который вместе с другом и женой открыл в Минске квест-перформанс «Маскарад».

— В квесты как в сферу развлечений я пришел где-то в конце 2016. Выбирал наугад, и из всех дверей мне повезло постучаться в DoorZ (проект с 5 квест-румами, закрылся в 2018. — Прим. «Про бизнес») с их перформансом «Сталкер». Я был принят на должность администратора-брифингера. Там мне приходилось заниматься поиском игрового реквизита да минимальными отделочными работами, отвечать за организацию труда, администрировать игровые и послеигровые процессы, минимально помогать с поиском рекламных площадок.

В 2018 меня осенило: раз мои идеи жизнеспособны, то мне не нужны посредники в их реализации. Похожие мысли одолели и моего коллегу и друга Романа Ковальчука.Идея открыть что-то свое проходит все стадии по Элизабет Кюблер-Росс. То еще удовольствие.

Мы открыли квест-перформанс в апреле этого года. Финансово проект принадлежит мне и Роману, идейно и духовно — мне, Роману и моей жене Валерии Зайцевой. Все описанное ниже — это отражение нашего коллективного опыта. Оговорюсь, что классический квест в реальности отличается от квест-перформанса. Первый можно назвать интеллектуальной игрой, а квест-перформанс — это ориентированная на эмоции интерактивная игра. Классические квесты я в расчет не беру.

Валерия Зайцева. Фото из архива квеста
Валерия Зайцева. Фото из архива квеста

Какие квесты востребованы, а какие — нет

Думается, немодно создавать проекты-доппельгангеры («злой двойник». — Прим. «Про бизнес»). О квестах знает относительно мало минчан, но формирующаяся ЦА уже искушена и со скептицизмом относится к затертым до дыр игровым фишкам, к примеру, загадкам на поисковые способности по типу «ключ-замок». В квест-перформансах игроки требуют более сложных и непривычных моделей поведения актеров (мало кого можно удивить страшным маньяком с мачете).

Фото с сайта vinbazar.com
Фото с сайта vinbazar.com

Люди не перестают любить игры в жанрах «хоррор» и «триллер», некоторые тепло относятся к контактным квестам (допускающим физическое взаимодействие с актерами). Зачастую там буквально приходится бороться с актерами, поскольку в контактных квестах культивируется страх физической расправы, актеры используют болевые приемы, удары, укусы и прочее.

Основа любой постановки — сценарий

С чего начать работу над основой? Разработку сценария можно отдать на аутсорс — но насколько я знаю, в России это распространено, а в Беларуси еще нет. Как-то я анализировал стоимость этой услуги, получилось от 65 до 150 тысяч российских рублей (около $ 1000−2300). Если нет возможности найти сценариста, то «обратитесь», скажем, к «гуру всех сценаристов» Сиду Филду (американский писатель. — Прим. «Про бизнес») и его трехактной структуре. Пусть в этой структуре отображена основа киносценария, но в выведении тайминга квеста-перформанса, распределении актерских позиций и, глобально, придании вашим мыслям рабочей формы она сильно поможет.

Вся работа над сценарием подчинена законам, которые есть в свободном доступе: от структур профессионального сценария до вольных их адаптаций по учебникам драматургии. Создание сюжета и игровой механики зависит от того, ориентируетесь  вы на каноны какого-то произведения (как в квест-перформансах по играм Outlast и Silent Hill; сети игр по киновселенным «Поворот не туда», «Техасская резня бензопилой», прочим; молодом проекте «Не дыши» и т.д.) или на свое субъективное чувство правильного и прекрасного (как в экшн-квестах «Афганистан» и «Объект», нашем проекте и т.д.).

Фото из личного архива Никиты Торяника
Фото из архива квеста

Идея «Маскарада» вынашивалась больше года. В поиске конфликта с самим собой я начинал писать сценарий один (благо был опыт). Потом подключились Роман и Валерия, потом мы дали заказ знакомому режиссеру-постановщику, раза три переделывали и в итоге завершили сами.

Идея «Весь мир — театр» заложена в возможности сыграть в постановке наравне с актерами и срежиссировать часть этой постановки. Мы ориентируемся на спектр эмоций и чувств, к которому редко пытаются воззвать в квестах-перформансах: на смену страху физической расправы у нас, например, приходит страх психологический и даже в какой-то мере духовный.

Фото из архива квеста
Фото из архива квеста

Совет: в разработке структуры и сценарной работе вам очень и очень помогут «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла и «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино» Кристофера Воглера.

Помещение

Квест-перформансы проводят на площадях от 70 м2 до 300+ м2. На минских производствах ставки колеблются от 4 до 18+ рублей за м2 ($ 1,9−8,7) в зависимости от помещения.

Высокий пешеходный трафик необязателен, ведь к посещению квест-перформанса люди преимущественно готовятся заранее. Офисные помещения рассматривать не имеет смысла. Арендуются в основном подвальные помещения и переделываются складские.

Мы арендуем помещение 187 м2 на Минском экспериментально-фурнитурном заводе где-то по 7 рублей за м2 ($ 3,4) с эксплуатационными и НДС. Это отличное месторасположение (относительно недалеко от центра, неплохое транспортное сообщение); развлекательная инфраструктура (на территории завода уже работает несколько квестов, рядом на мебельной фабрике открыты зоны активного отдыха со страйкболом и веревочным городком) и, что немаловажно, открытое к диалогу руководство предприятия.

Ремонт и антураж

Мы проплатили бригаде рабочих начальные общестроительные работы (возведение стен, монтаж дверей) и часть узкопрофильных работ (разводка электрики). Последующие работы по отделке завершали втроем.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Оказывается, за 6 месяцев можно и следует многому научиться. Дам пару советов:

  • Купите баскетбольный мяч, он очень поможет в шпатлевке стен
  • В минусовую температуру купите пару метров полиэтиленовой пленки и приготовьтесь к постройке домика-теплицы из стекловаты
  • Не удивляйтесь, когда у вас украдут шестиметровый брус со второго этажа
  • Просто знайте, что голуби и оголенные провода под напряжением несовместимы
  • Если вы левша, то у вас будет ворох проблем на стройке. Мы втроем — левши.

Если серьезно, то вам придется научиться пользоваться инструментами — от пневматического краскопульта до циркулярной пилы. Также заранее научитесь более-менее разбираться в технической документации и требуйте ее по сдаче комплекса работ. Текстовую и графическую. Она вам смерть как будет полезна.

А расходы на интерьер иногда даже возглавляют затратную статью. В помощь пойдут любые площадки объявлений и барахолки, могут потребоваться услуги бутафора-декоратора. Нам повезло: благодаря академическому образованию и опыту эту должность заняла Валерия.

Мы сконцентрировались на отделке в стилистике неонуар, то есть оформлении в духе триллеров 1970-х. Некоторые элементы заказывали у специалистов — каркас барной стойки и сцены, один специфический игровой переход (не буду спойлерить). Из реквизита у нас преимущественно музыкальные инструменты. Есть и менее ожидаемые предметы — например, мне как персонажу нужен полутораручный меч.

Команда

Начните с укомплектования основного штата: вначале понадобятся администратор, актер и актриса. В некоторых квестах Минска администратор на совмещении работает актером. Мы с Романом тоже работаем как актеры, он играет камергера (администратора-брифингера) — его образ схож с образом Тайлера Дердена из «Бойцовского клуба» Чака Паланика. На игре его можно встретить в шубе.

Роман. Фото из личного архива Никиты Торяника
Роман Ковальчук. Фото из архива квеста

Со стороны мы привлекали только актрису и замену актрисе. Замена нужна потому, что квест работает ежедневно без выходных, игры могут появиться в любое время, поэтому нужна подстраховка.

Оплата актерам за игру фиксированная и рассчитывается из ряда факторов: от затраченного времени и сложности задач до, глобально, точки безубыточности проекта. Гонорары колеблются от 5 до 20+ рублей за игру.

Маркетинг

Квесты — услуга далеко не первой необходимости, так что выделяйте на маркетинг максимум свободных средств (только не трогайте амортизационные отчисления). Попробуйте начать формировать рекламный бюджет с 10% от стоимости игры.

Начать можете с размещения в каталоге профильных ресурсов (extrareality.by, exitgames.by, mir-kvestov.by, madcops.by/blog) и ведения социальных сетей (Instagram, ВК, Facebook). Обратите внимание на все коммерческие предложения этих и подобных этим ресурсов. Такой нехитрый подход сможет обеспечить где-то 20% от требуемой загрузки в месяц. Далее вы можете удариться в платную контекстную рекламу и сарафанный охват. Не сильно надейтесь на бартер, без имени и узнаваемости такой продукт мало кому будет интересен.

Безопасность клиентов и квеста

Случаев на прежней работе было много, большинство сопряжено со страхом: кто-то терял над собой контроль и прятался в труднодоступные места, кто-то хватал первую под руку попавшуюся деревяшку и бросался себя защищать. Были и случаи оцепенения.

Не забудьте установить видеорегистратор с терабайтом памяти для записи и хранения полученных видео и аудио. Защитить себя от нежелательных со стороны игроков действий вы также можете подписанными заявлениями об участии, которые выдаются до начала игры.

Бюджет и окупаемость

Простой хоррор-перформанс в подвальном помещении можно сделать за ≤ 10 000 рублей ($ 4800) без учета арендных, эксплуатационных и коммунальных платежей. Что-то сверхантуражное и сверхатмосферное со сверхрежиссурой и сверхплощадями может обойтись в ≥ 80 000 рублей ($ 38 500). Качество проекта не прямо пропорционально вложенным в проект средствам.

После написания бизнес-плана смело добавляйте к стоимости минимум 30%. Мы вложили порядка 27 000 рублей ($ 13 000). Меньшая часть — накопленные средства; большая часть — кредиты. Квест мы планируем окупить за год-полтора. Стоимость нашей игры — 150 рублей ($ 72), в эту сумму мы заложили потенциальные скидки и акции, призовой фонд на подарки и подвижки по партнерской программе.

Наши ежемесячные расходы (ФСЗН, налоги, все по помещению, ЗП, реклама, себестоимость игр, месячная норма амортизационных отчислений, кредиты, прочее) — около 4000 рублей. С учетом того, что мы работаем с акциями и скидками, на «выход в ноль» нам нужно проводить 33−34 игры в месяц за «средние» 120 рублей. С уверенностью можно сказать, что перформансы способны выйти на 50+ игр в месяц. 40 игр/мес. — ожидаемый стандарт за качественную услугу с нормальной рекламой.

А еще хорошая новость в том, что у помещений с тематической отделкой есть большой потенциал для субаренды — фотографам под студию, компаниям под корпоративы и дни рождения, даже ролевому движению. Мы планируем заниматься также ролевыми квестами и впоследствии сделать открытое креативное пространство с перформансом в классическом его понимании.

Новости компаний

Сейчас на главной

Платный контент